Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Каждому школьнику необходимо знать историю своей малой Родины – города, села, деревни где он родился и где проходит его детство.
Прививать школьникам уважение к собственной истории и ее героям можно только при помощи их знакомства с разными историческими событиями, знакомства неформального.
Необходимо объяснять реальные понятия добра и зла, обращать сознание школьников к высоким идеалам отечественной истории и создавать у них тем самым самостоятельные представления о достойном общемировом значении и самоценности России.
История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить детям примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину.
История помогает выбрать правильную высоконравственную жизненную позицию, стать преемниками великих свершений нашей страны, значительно повлиявших на весь ход мировой истории. Именно с высоты этого опыта молодежь и должна осмысливать сегодняшнюю жизнь.
Под краеведением понимают всестороннее изучение ограниченной территории местными силами.
Краеведческая работа в школе ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе работы ребята приобретают и совершенствуют умения работы с книгой и справочной литературой, умения реферировать и рецензировать. Готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках. Все вышеперечисленные умения и навыки, получаемые в ходе краеведческой работы, способствуют развитию познавательных способностей и выявлению наклонностей учеников.
Содержание программы
Раздел I. Я и мир вокруг
Я и моя семья
Изучение истории своей семьи. Родословная семьи. Ее виды и содержание. Значимость исследования родословной. У меня есть своя история. Как события прошлого отразились в истории моей семьи. О чём могут рассказать семейные реликвии.
Виды документов и методика поиска информации для составления родословной. Методика изображения родословной. Практическое занятие "Создание родословной«.
Я и моя школа
Знакомство с историей родной школы и освещением ее жизни в периодической печати.
История Хохловской средней школы: «От истоков до наших дней». Составление хронологического описания за прошлый учебный год. Оформление Книги почета учителей, альбома "Наши выпускники".
Я и мое село
Изучение истории родного края, основных вех его развития. Освещение в периодической печати истории деревни Хохлово.
Оформление материала о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих на территории Хохловского сельского поселения. Воспоминания ветеранов и старожилов села. Сбор материала по тематике "Хохлово в послевоенные годы и до наших дней"
Обновление стендов школьного музея, встречи с ветеранами труда и тружениками тыла, интересными людьми.
Я и мой город
История города Смоленска. Период Великой Отечественной войны. Названия улиц. Личность в истории: смоляне – герои: Владимир Куриленко, Юрий Гагарин, Михаил Егоров, Колдунов А.И., Лавриненков В.Д.
Экскурсионная работа
Экскурсия в город Смоленск. "Места, связанные с Великой Отечественной войной : Реадовка, памятник В.Теркину, памятник В. Куриленко, Вечный огонь, музей Великой Отечественной войны"
Экскурсия в Успенский собор.
Экскурсия в п. Фленово- историко-архитектурный комплекс "Теремок"
Экскурсия на мемориальный комплекс "Катынь"
Экскурсия в музей "Громовая башня"
Подготовка экскурсоводов для работы в школьном музее "Русская изба«.
Шефская помощь
Помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, одиноким престарелым людям. Уборка территории памятника.
Культурно – массовая работа
Митинги, краеведческая олимпиада, интеллектуальные игры, праздничные концерты.
Раздел 2. Музейное дело.
Фонды музея
Музейный предмет. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды. Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица хранения. Комплектование фондов, их учёт и хранение. Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга. Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация музея. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей.
Музейная экспозиция
Экспонат. Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. Работа с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Музейная экспозиция. Выставки и их виды. Методы построения экспозиций. Панорама, диорама. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель, голограмма. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.
Просветительская работа
Музейная экскурсия. Знакомство с видами экскурсий: обзорные и тематические экскурсии. Как подготовить музейную экскурсию. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План экскурсии. Музейный праздник. Лекции. Викторины, олимпиады, встречи с интересными людьми
Методика исследовательской работы
Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Возможные направления собирательской работы. Анкетирование. Интервьюирование. Программные вопросы интервью. Оформление паспортички. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования. Систематизация и хранение материалов.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. Этапы работы. Поиск необходимых документов. Создание вспомогательных информационно-поисковых средств.
Защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. Оформление папок, походы по историческим местам.
Цель программы
- воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
- формирование гражданского отношения к Отечеству;
- воспитание верности духовным традициям России;
- развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям;
- получение новых знаний краеведческого характера;
- «оживление» исторического материала путем ознакомления с историей родного края:
а) изучение истории города Смоленска;
б) изучение истории деревни Хохлово.
Ожидаемые результаты
Формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающей следующими компетенциями:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.