МБОУ Хохловская СШ Смоленского района Смоленской области
214503, Смоленская область, Смоленский район, деревня Хохлово, улица Мира, 21
  • Краеведческий

    9-11 класс
    Идёт набор
    Бесплатно
    ОВЗ
    Социально-экономические

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Каждому школьнику необходимо знать историю своей малой Родины – города, села, деревни где он родился и где проходит его детство.

    Прививать школьникам уважение к собственной истории и ее героям можно только при помощи их знакомства с разными историческими событиями, знакомства неформального.

    Необходимо объяснять реальные понятия добра и зла, обращать сознание школьников к высоким идеалам отечественной истории и создавать у них тем самым самостоятельные представления о достойном общемировом значении и самоценности России.

    История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить детям примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину.

    История помогает выбрать правильную высоконравственную жизненную позицию, стать преемниками великих свершений нашей страны, значительно повлиявших на весь ход мировой истории. Именно с высоты этого опыта молодежь и должна осмысливать сегодняшнюю жизнь.

    Под краеведением понимают всестороннее изучение ограниченной территории местными силами.

    Краеведческая работа в школе ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе работы ребята приобретают и совершенствуют умения работы с книгой и справочной литературой, умения реферировать и рецензировать. Готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках. Все вышеперечисленные умения и навыки, получаемые в ходе краеведческой работы, способствуют развитию познавательных способностей и выявлению наклонностей учеников.

    Содержание программы

    Раздел I. Я и мир вокруг

    Я и моя семья

    Изучение истории своей семьи. Родословная семьи. Ее виды и содержание. Значимость исследования родословной. У меня есть своя история. Как события прошлого отразились в истории моей семьи. О чём могут рассказать семейные реликвии.

    Виды документов и методика поиска информации для составления родословной. Методика изображения родословной. Практическое занятие "Создание родословной«.

    Я и моя школа

    Знакомство с историей родной школы и освещением ее жизни в периодической печати.

    История Хохловской средней школы: «От истоков до наших дней». Составление хронологического описания за прошлый учебный год. Оформление Книги почета учителей, альбома "Наши выпускники".

    Я и мое село

    Изучение истории родного края, основных вех его развития. Освещение в периодической печати истории деревни Хохлово.

    Оформление материала о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих на территории Хохловского сельского поселения. Воспоминания ветеранов и старожилов села. Сбор материала по тематике "Хохлово в послевоенные годы и до наших дней"

    Обновление стендов школьного музея, встречи с ветеранами труда и тружениками тыла, интересными людьми.

    Я и мой город

    История города Смоленска. Период Великой Отечественной войны. Названия улиц. Личность в истории: смоляне – герои: Владимир Куриленко, Юрий Гагарин, Михаил Егоров, Колдунов А.И., Лавриненков В.Д.

    Экскурсионная работа

    Экскурсия в город Смоленск. "Места, связанные с Великой Отечественной войной : Реадовка, памятник В.Теркину, памятник В. Куриленко, Вечный огонь, музей Великой Отечественной войны"

    Экскурсия в Успенский собор.

    Экскурсия в п. Фленово- историко-архитектурный комплекс "Теремок"

    Экскурсия на мемориальный комплекс "Катынь"

    Экскурсия в музей "Громовая башня"

    Подготовка экскурсоводов для работы в школьном музее "Русская изба«.

    Шефская помощь

    Помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, одиноким престарелым людям. Уборка территории памятника.

    Культурно – массовая работа

    Митинги, краеведческая олимпиада, интеллектуальные игры, праздничные концерты.

    Раздел 2. Музейное дело.

    Фонды музея
    Музейный предмет. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды. Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица хранения. Комплектование фондов, их учёт и хранение. Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга. Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация музея. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей.

    Музейная экспозиция

    Экспонат. Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. Работа с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.

    Музейная экспозиция. Выставки и их виды. Методы построения экспозиций. Панорама, диорама. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель, голограмма. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.

    Просветительская работа
    Музейная экскурсия. Знакомство с видами экскурсий: обзорные и тематические экскурсии. Как подготовить музейную экскурсию. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План экскурсии. Музейный праздник. Лекции. Викторины, олимпиады, встречи с интересными людьми

    Методика исследовательской работы

    Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
    Возможные направления собирательской работы. Анкетирование. Интервьюирование. Программные вопросы интервью. Оформление паспортички. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования. Систематизация и хранение материалов.

    Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. Этапы работы. Поиск необходимых документов. Создание вспомогательных информационно-поисковых средств.
    Защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. Оформление папок, походы по историческим местам.

    Цель программы

    • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
    • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
    • формирование гражданского отношения к Отечеству;
    • воспитание верности духовным традициям России;
    • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям;
    • получение новых знаний краеведческого характера;
    • «оживление» исторического материала путем ознакомления с историей родного края:

    а) изучение истории города Смоленска;

    б) изучение истории деревни Хохлово.

    Ожидаемые результаты

    Формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающей следующими компетенциями: 

    • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
    • знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
    • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
    • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике