Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.
Актуальность программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Мир профессий» являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Содержание программы
Многообразие мира профессий
Профессии моих родителей
Понятие «профессия-специальность»
Эмоции и чувства для каких профессий важны
Профессии школы
Викторина «Экскурсия в мир профессий»
Профессии сферы услуг
Профессии в книжках. Кем работают любимые литературные герои. Занятие в библиотеке.
Интерес –склонности- профессия
Способности. Как их развивать.
«Диалоги о профессиях»
Мир интересных профессий
Разнообразие мира профессий
Викторина «Что мы знаем о профессиях»
Профессии будущего
Профессии, которые нас окружают
«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный». Встреча с родителями.
Игротека «Угадай профессию»
Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии
Династия моей семьи
Экскурсия в администрацию
Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность
Самые востребованные профессии на рынке труда
Кем быть, каким быть?
Экскурс в мир профессий
Все работы хороши
Ошибки при выборе профессии
Цель программы
оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
· овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.