В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.
Изучение родного края – это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Для изучения географии своей местности предлагается следующий кружок: "Юный географ".
Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как " географическое положение«, «природные условия», «климат», " хозяйство", что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У школьников создаются условия для формирования и развития:
- интереса к географии и смежным наукам;
- умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
- творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, туристические походы, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия.
Особое место в программе кружка принадлежит исследовательской деятельности. Предполагается написание исследовательских работ, участие в конференциях, слетах, конкурсах.
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Юный географ».
2. План и карта (9 часов)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, чтение топографических карт.
3. Туризм и его виды (4 часа)
Содержание темы: что такое туризм, виды туризма в России и мире, туристическое снаряжение, стихийные природные явления, способы поведения во время стихийных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.
Практические занятия: обучение завязыванию туристических узлов, передвижение по переправе, устройство ночлега, сооружение и разжигание костра, определение съедобных растений по картинкам, поведение во время стихийных природных явлений, способы автономного выживания в условиях природной среды. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю.
4. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. (7 часов)
Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.
Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород.
5. Климатические особенности и внутренние воды Смоленского района, города. (5 час)
Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров. Реки Смоленского района, озера и их происхождение. Опасные природные явления.
Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами.
6. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей Смоленского района. (4 часа).
Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир города.
Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе.
7. Возникновение и развитие города. (5 часов)
Содержание темы: Герб и флаг города Смоленска. Историческое прошлое города. Возникновение и развитие города. Географическое положение города Смоленска. Геологическая история. Природные условия города и его окрестностей.
8. Население города. (2 часа)
Содержание темы: История заселения. Численность населения г. Смоленска. Национальный состав города. Миграции населения.
9. Улицы и учебные заведения города. (6 часов)
Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения города. История развития образования в городе.
10. Промышленные предприятия города. (6 час)
Содержание темы: Развитие хозяйства города. Развитие города в конце 20 века. Промышленные предприятия Смоленска. Развитие транспорта в городе. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.
11. Знаменитые люди города. (3 часа)
Содержание темы: Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитии области и страны.
Цель программы
Развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты
В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие умения и навыки:
- ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой кругозор;
- применять компьютерные технологии в обучении;
- знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников;
- увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой;
- повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать:
- основные термины и понятия минералогии, петрографии;
- основные виды туризма;
- основные методы ориентирования на местности;
- основные виды растений и животных родного края;
- правила ведения наблюдений, полевых исследований;
- особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
- историю образования и развития города;
Должны уметь:
- выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
- проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;
- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
- различать памятники природы;
- ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
- различать охраняемые растения и животных Смоленского района;
- работать с литературой;
- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.